Что такое бонсай? Вопреки распространенному ошибочному мнению - Бонсай - это не особый ботанический вид растения, "Бон-сай" значит - "растение на подносе" (в плошке). Почти любое дерево или куст можно превратить в бонсай, хотя японские традиционалисты ограничивают список видами: сосна/ель, можжевельник, клен, азалия/рододендрон.
Авторство идеи бонсай (как и многих других) принадлежит Китаю. Существуют разные мнения по поводу даты отсчета искусства бонсай, но все они исчисляются тысячелетиями. Изначально, бонсай был эксклюзивной привилегией императорского двора китайских династий. Историки спорят до сих пор - кому присудить пальму - династии Мин, Тан, Цзинь или Чу.
По различным утверждениям начало своей истории бонсай получил около 4000 лет назад. Есть также мнение, что во времена правления династии Хань (202 до н.э. - 220 н.э.) император соорудил миниатюрную ландшафтную копию своей империи с реками и горами, лесами и проч. дабы созерцать все свои владения одним взглядом из окна. Он также под угрозой репрессий строго запретил кому-либо делать что-либо подобное.
Хотя сегодня бонсай часто ассоциируют с Японией, только в период династии Хейан 794 - 1191 гг., китайские буддистские монахи завезли первые бонсай на японские острова. Именно буддистские монахи из Китая и Кореи подарили японцам бонсай, искусство икебаны, чайное растение и цитрусовые.
В начале своей истории (особенно японской ее части) бонсай выглядел как мини-ландшафт на подносе, с растениями, камнями и другими элементами. Считается, что традиция посадки единичных растений без других базовых элементов появилась не ранее 1650 года.
С момента первого появления в японском обществе бонсай становится привилегией феодальной знати Японии и поэтому почти вымирает там как феномен до момента китайской интервенции в Японию в 14 в. С этого момента искусство бонсай становится доступно всем классам японского общества, которое серьезно теперь продвинуло его в плане развития стилей и техник, чем и закрепило за собой право занимать значительное место в истории этого искусства.
На Западе бонсай получил популярность сравнительно недавно, особенно с момента Третей Всемирной выставки в Париже в 1878 году, а последующие годы работы этой выставки только увеличили интерес европейцев к бонсай.
Интересен факт, что некоторые европейцы вплоть до 1930х воспринимали бонсай примерно также, как сейчас некоторые относятся к изделиям из натурального меха и кожи. Многие ЖАЛЕЛИ "бедные" деревца, которые подвергались "пыткам и мучениям" со стороны мастеров. Лишь после 1935 года "зеленые" экстремисты Запада признали бонсай как искусство.
Особую популярность на Западе бонсай получил после второй мировой войны, когда американские солдаты завезли в качестве трофеев определенное количество бонсай. Большинство из деревьев погибло достаточно быстро из-за неправильного ухода, но огонь интереса к бонсай был разожжен не на шутку, после чего американское общество обратилось к японцам и американцам японского происхождения за помощью в обретении этого уникального искусства. С тех пор американская ветвь школы бонсай стала довольно могучей. Почти каждый штат и столица США имеют музей/фонд бонсай с федеральным покровительством.
Сотворение бонсай требует понимания и далее "чувствования" законов природной гармонии. Некоторые идут путем в обратном порядке, но отсутствие любого из этих двух компонентов препятствует полноценному прогрессу "мастера". Однобокость восприятия мира (либо только умом, либо только интуицией-подсознанием) неизбежно ведет к внутреннему дисбалансу, который легко заметить в бонсай(ах) некоторых мастеров.
Классическим примером является отличие японской и китайской школы бонсай. Если японцы стремятся к формальному стилю (гипотетически идеальное дерево), то для китайских мастеров перфектные формы, которые не имеют достаточной доли природного "хаоса" - считаются дурным тоном.
Техника сотворения бонсай имеет свое начало, но, похоже, не имеет своего конца. Первые приемы начали использоваться тысячи лет назад, некоторые появились совсем недавно.
Конечная задача - живое произведение искусства - пейзаж в миниатюре. Самым главным является именно этот факт. Все остальное подчинено именно этому. Дерево растет многие годы - соответственно вся композиция должна выглядеть "зрелой".
Как должно выглядеть зрелое дерево? - здесь и начинается изучение природы. Попробуйте уяснить - чем вам нравятся зрелые и здоровые деревья? Что в них общего?
Гармоничное развитие мастера, в плане восприятия гармоний природы через знание и чувствование, неизбежно приближает его душу к Создателю-архитектору этой природы. Отрадно сознавать, что прогресс в любом из данных аспектов возможен на любом из этапов человеческой жизни, так что начинать никогда не поздно, мало того - необходимо, если человек ставит задачу максимально эволюционировать на этапе этой жизни.
Искусство бонсай является по сути конгло-мератом мастерских навыков и талантов отно-сящихся к нескольким отдельным видам искусства, ближайшим из ко-торых можно назвать скульптуру, ведь бонсай, в художественном по-нимании этого слова, является скульптурной композицией из натуральных элементов (пяти основных, в идеале), основным объектом которого является живое растение, имитирующее взрослое дерево или группу деревьев, достигших апогея своего развития.